Каталог файлов
Главная » Файлы » разное |
[ Скачать с сервера (27.7 Kb) ] | 27.09.2018, 22:31 |
Введение Тема углубленного изучения русского языка не может не заинтересовать будущего филолога, учителя русского языка. Наверняка, каждый учитель хочет, чтоб именно его предмет вызывал интерес у учащихся. Как привлечь внимание новой аудитории среди учеников средних и старших классов и не потерять заинтересованность явно выраженных гуманитариев? Дать им больше знаний, умений, в ином формате, нежели обычные, запланированные уроки? Мне кажется, факультативные и элективные курсы дают такую возможность. Тема данной работы «Углубленная подготовка по русскому языку: элективные и факультативные курсы по русскому языку, виды, формы и методы организации работы». Опорой для её создания послужила книга С.И. Львовой «Русский язык 7-11 классы. Программы факультативных и элективных курсов», а так же программы, разработки планов курсов учителей средних, старших классов школ. Отличие элективных и факультативных курсов от обязательного курса заключается в методах и приемах обучения, его организации, что мы и рассмотрим в ходе данной работы.
Как известно, программа основного курса русского языка для 5-9 и 10-11 классов отражает обязательную для всех школьников инвариантную часть школьного образования, которая обеспечивается часами, включёнными в федеральный компонент федерального базисного учебного плана. Обязательный курс подкрепляется системой элективных и факультативных курсов — учебными предметами по выбору учащихся. Эти дополнительные курсы имеют большое значение в системе предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Факультативы и элективы объединяет то, что они являются курсами по выбору. Но в отличие от факультативов элективные курсы обязательны для учащихся. Элективные (факультативные) курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они, по существу, и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные (факультативные) курсы, по сути дела, «компенсируют» во многом ограниченные возможности основных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей учащихся. Элективные (факультативные) курсы могут использоваться в 7-9 классах основной школы в рамках предпрофильной подготовки и оказывать существенное влияние на выбор основного профильного направления обучения в старшей школе. Соответствующие программы, как правило, представляют собой «полноценные» курсы, рассчитанные на 1 час в неделю в течение одного, двух или трёх лет. Однако на базе этих программ можно проводить ориентационные курсы, которые представляют собой занятия, способствующие самоопределению ученика относительно комплекса профилирующих курсов в старшей школе. Эти курсы можно организовывать в виде учебных модулей и делать их относительно краткосрочными: месяц, четверть, полугодие. В старшей школе элективные (факультативные) курсы по русскому языку могут быть востребованы в классах любого профиля, особенно курсы, обеспечивающие овладение практическими навыками устной и письменной речи (например, курсы «Русское правописание: орфография и пунктуация», «Искусство устной и письменной речи», «Диалог культур», «Риторика», «Практика делового общения» и др.). В классах филологического профиля наибольший эффект могут дать программы, направленные на повышение лингвистической компетенции учащихся на основе расширения теоретических знаний по всему курсу, а также программы, углубляющие тот или иной аспект основного курса русского языка или предлагающие интеграцию предметов филологического (или гуманитарного) цикла. Содержание каждого курса должно, с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям учащихся, а с другой - предоставляя ученику возможность работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию, помогать ему оценивать свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Курс должен быть построен так, чтобы он позволял использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы. В противном случае и «ликвидация пробелов», и «углубленная подготовка» переродится во вполне традиционное натаскивание. ( 3, 6 ) Принципы работы при составлении программы элективного курса: - единство интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития учащихся в ходе работы по программе; - нестандартность предлагаемого аспекта рассмотрения известных из ранее изучаемых учебных дисциплин вопросов и проблем; - вариативность содержательной и организационной составляющих, т.е. возможность выбора объема содержания, форм организации и последовательности изучения материала курса; - реализация универсального и интеграционного подходов при конкретизации тематики и методики изучения специального курса; - индивидуализация и дифференциация обучения; - ориентация в практической части на региональные факты и местный языковой материал; - преимущество самодеятельности учащихся в учебной, творческой и исследовательской деятельности. Цели изучения курса связаны с необходимостью, во-первых, профессиональной ориентации учащихся выпускных классов, во-вторых, интеграции сложившихся у них знаний и представлений в целостную картину мира, в-третьих, поддержки изучения базовых курсов и установления преемственности между базовыми и элективными курсами. Из этих целей вытекают конкретные задачи: 1) для учителя - определить (уточнить) содержательные границы предлагаемого специального интегрированного курса и выбрать (или выработать) стратегию его изучения применительно к конкретному классу и группе учащихся; 2) для учащихся - научиться извлекать специальную (лингвистическую, лингво- и социокультурную) информацию из различных источников и систематизировать ее; совершенствовать навыки аспектного и многоаспектного анализа разных текстов, в том числе и специальных; осваивать разные способы сбора и обобщения лингвокультурной информации; 3) для школьного коллектива - оказывать содействие учащимся в сборе профессионально значимого лингвистического материала, определять возможности и пути использования полученных учащимися новых знаний и приобретенных умений в образовательном и воспитательном процессе. Методы деятельности учителя направлены на подготовку лекций и микролекций по темам курса, организацию практических и семинарских занятий, руководство самостоятельной учебной и научно-исследовательской работой учащихся, т.е. им выбираются как объяснительные, так и эвристические (проблемные и поисково-исследовательские) методы. Формы и приемы работы учащихся: составление конспекта (в том числе и опорного) на основе лекции учителя, комплексный и аспектный анализ текста, умение производить "самодиалог" с текстом (по предложенному учителем или самостоятельно составленному плану), организовывать коллективную и групповую работу на основе специального текста, исследование предложенной проблемы (по методу проектов), сбор лингвистических, лингво-и социокультурных фактов, их обработка и систематизация, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), написание рефератов и выступление с сообщениями и докладами на занятиях семинарского типа, на школьной конференции. Дополнительные обучающие материалы: а) библиографический список имеющихся в школах учебных пособий с указанием рекомендуемых для использования на занятиях спецкурса упражнений и текстов; б) комплект тематических (лингвокультурного и социокультурного содержания) текстов, позволяющих организовать на занятиях практическую и самостоятельную работу учащихся; в) комплект текстов - отрывков из произведений белгородских писателей, а также писателей Центрального Черноземья, с комментариями и примечаниями; г) список тем для рефератов, научных работ и докладов, актуальных и профессионально значимых направлений для организации лингвистических экскурсий, экспедиций и научной деятельности учащихся в целом.
Факультативные занятия – форма дифференциации обучения учащихся Дифференциация (от лат. differentia – разность, различие) - разделение, расчленение целого на части, формы, ступени. Для дифференциации обучения в школе существуют две группы причин: 1) внутренние, связанные с различиями в потребностях и возможностях учащихся в отношении содержания, темпа, методов и средств обучения; 2) внешние, обусловленные различиями в требованиях к выпускникам школы со стороны учреждений профессионального образования, производства, рынка труда, общества в целом. Факультативные занятия - это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся по русскому языку в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности. Специфику факультатива как формы организации учебной деятельности обучающихся очень чётко, на наш взгляд, определил В.Г. Маранцман. Применительно к факультативным занятиям им выделен ряд свойств факультативных занятий, отличающих их: 1 - от урока: "большая широта и вариативность материала, меньшая детализация анализа, свобода проявления индивидуальных склонностей учащихся в выборе материала и форм занятий, простор для самостоятельной работы учеников и т. д." 2 - от кружка: "Кружок более свободен в своей программе, чем факультатив. Кружок живёт тем, что сегодня взволновало учеников, о чём они хотят говорить и спорить: Факультатив не может его заменить, ибо не рассчитан на такую моментальную реактивность. У факультатива есть программа, которая в целом отвечает интересам возраста учеников и нуждам времени. Но проблема, избранная для факультатива, предполагает более планомерное изучение материала. Это система занятий увлекательных, живых, творческих, но требующих не только обмена впечатлениями, которые достаточны для беседы в кружке, но и углублённых изучений. Функции факультативных занятий: • предметно-повышающая: учащиеся на факультативных занятиях повышают уровень изучения отдельных предметов и могут успешно готовиться к предметным олимпиадам и конкурсам; • мотивирующая: за счет удовлетворения на факультативных занятиях потребностей в поиске, познании, творчестве у многих учащихся формируется устойчивая познавательная мотивация к предмету изучения; • общеобразовательная: на факультативных занятиях создаются условия для общего развития учащихся, становления их познавательных и социальных компетенций; • профориентационная: факультативные занятия могут предоставить учащимся большие возможности для «профессиональных проб», что способствует их познавательному и профессиональному самоопределению. Виды факультативных занятий по содержанию: На факультативных занятиях предметной направленности приоритетом для учителя и учащихся является успех на выпускных экзаменах и централизованном тестировании. Факультативы общекультурные и общеразвивающие применимы в основном в начальной и базовой школе. Они направлены на становление и развитие у учащихся социальных и учебных компетенций: мультикультурной, языковой, правовой, гражданской, исследовательской, проектной, информационной, финансовой, экологической, рефлексивной, учат ставить собственные цели, планировать работу, делать выбор и принимать решения, работать в команде, проводить самооценку. Факультативы профориентационной направленности проводятся преимущественно в VII-IX классах базовой школы. Их предназначение – помочь ее выпускникам в образовательном и профессиональном самоопределении, которое позволит сделать оптимальный выбор факультативных занятий на третьей ступени общего среднего образования.
Работа педагогов начинается с тщательного изучения рекомендованной структуры, содержания и критериев оценки творческих разработок. Строгое следование рекомендациям методической службы – насущная необходимость. Структура творческой разработки элективного, факультативного курса обязательно должна включать следующие разделы:
В пояснительной записке необходимо обосновать: Актуальность и значимость курса – нужно описать, какие образовательные, воспитательные и личностные проблемы современного мира позволяет решить; насколько соответствует образовательным программам и стандартам; чем представленная разработка выгодно отличается от всех других по данной тематике; что конкретно дает ученику, учителю, образовательному учреждению внедрение данного курса; насколько разработка соответствует образовательным запросам именно учащихся (а не только личным желаниям и вкусам учителя), как выявлялись эти запросы (анкетирование, опросы, индивидуальные беседы и др.). Цель и задачи курса – должны быть ориентированы на достижение предполагаемого результата. Цель прописывается одна, конкретная, реалистичная, достижимая и диагностичная по своему содержанию. Формулируется она, как правило, глагольным существительным (например, «Формирование информационной компетентности учащихся через…»). Задач может быть несколько, но не более 3-4; формулируются задачи в форме глаголов совершенного вида (например, «изучить…», «отработать …», «закрепить…», «совершенствовать…» и др.). Задачи должны соответствовать поставленной цели и быть направлены на предполагаемый результат. Как показывает опыт, некорректная формулировка, несоответствие цели и задач вызывают многочисленные нарекания экспертов. Спорной является постановка цели в таком виде: «Создание условий для развития…». Создание условий для успешного освоения элективного (факультативного) курса – обязанность педагога, а не самоцель в процессе обучения. Обоснование структуры и принципы отбора обучения – указать, из каких частей состоит данный курс (делится на тематические блоки, разделы, модули и др.), какова последовательность изложения материала (от простого к сложному, от частного к общему, линейная, концентрическая, спиральная, смешанная и др.); на удовлетворение каких именно образовательных запросов ориентирована данная структура программы, на каких принципах базируется ее содержание. Основные методы обучения, виды деятельности учащихся - данная информация приводится отдельными строками: «Методы обучения», «Виды деятельности учащихся» через запятую и без подробного обоснования. Называя методы обучения, не следует перечислять все их известные классификации (например, по характеру познавательной деятельности учащихся, по степени активности учащихся, по источнику знаний, по организации деятельности и др.). В обязательном порядке следует указывать фамилию автора той классификации, которую учитель использует в работе. Формы проведения занятий – перечисляются формы проведения занятий по всему курсу через запятую (семинар, лекция, практикум, деловая игра и т.д.). Если автор предполагает проводить комплексные по форме занятия, нужно дать дополнительные пояснения об основных этапах их организации. Создание образовательного продукта – следует перечислить через запятую создаваемые учащимися конкретные результаты их познавательной или практической деятельности (конспект, тезисы, схемы, исторический анализ, собственное решение проблемы, стихи, статьи в СМИ, фотографии, модели, макеты, компьютерные презентации и др.). Образовательный продукт в обязательном порядке должен соответствовать форме проведения занятия. Например, в ходе лекции учащиеся могут выполнять конспект, схему; практическая работа может быть направлена на заполнение таблицы, решение какой-то задачи; в ходе игровой деятельности учащиеся получают какой-то практический опыт, определенные знания. Определение критериев, позволяющих оценить успешность освоения программы курса - указать, какие именно виды и формы контроля (устный, письменный, взаимо- и самоконтроль; тестирование, выполнение проекта, зачет, получение итоговой оценки, портфолио-оценка и т.д.) учитель планирует использовать для оценки знаний учащихся и каковы критерии оценки. Например, для тестирования – указать количество баллов, необходимых для получения оценки «5», «4», «3», «2»; какие именно промежуточные задания необходимо выполнить для получения зачета, итоговой оценки, портфолио-оценки; назвать темы итоговых проектов, рефератов и порядок их защиты и др. Прогнозируемые знания, умения и навыки, полученные учащимися на базовом, продуктивном и творческом уровнях в результате освоения данного курса – для каждого уровня обученности указывается, что именно учащиеся должны «знать», «уметь», «называть», «применять». Тематическое планирование Наглядно представить содержание элективного или факультативного курса позволяет тематическое планирование, выполненное в двух табличных формах – краткой и подробной. Краткий учебно-тематический план дает общие сведения о структуре элективного (факультативного) курса: об учебных темах (модулях, разделах), количестве теоретических и практических занятий, учебных часов. Методическое обоснование каждого занятия учитель представляет в подробном варианте тематического планирования, которое составляется на дидактической основе и содержит сведения: о поставленной цели; форме проведения занятия; способах деятельности учащихся; требованиях к уровню подготовки учащихся по результатам занятия; образовательном продукте. Содержание курса – это подробная тематическая программа того материала, который ученики будут изучать в рамках электива (факультатива). Необходимо расписать, какие именно понятия, термины, фактические данные, даты будут изучены по каждой теме (занятию, модулю, разделу). Средства обучения – обязательный раздел авторской разработки (даже если автор уже указал используемые средства обучения в пояснительной записке или тематической планировании, их необходимо продублировать отдельным разделом). Обычно авторы указывают все используемые дидактические и технические средства обучения, давая необходимые пояснения по их конкретному применению. Список литературы составляется в алфавите авторов или названий, книги нумеруются, начиная с 1. Если, кроме книг, используются статьи из СМИ, компьютерные диски, публикации в сети Интернет, они также подлежат описанию в списке литературы. Приложения – в данный раздел могут быть помещены любые по усмотрению автора материалы, которые иллюстрируют опыт учителя в рамках данного элективного (факультативного) курса: разработки занятий, дидактический материал, иллюстрации и др. Количество приложений не ограничивается. Оформление творческой разработки – выполняется по общим машинописным правилам, предъявляемым к оформлению документов. Каждый раздел следует начинать с новой страницы. На титульном листе следует указать: - название образовательного учреждения; - почтовый адрес, телефоны, электронный адрес образовательного учреждения; - наименование конкурсной номинации (если работа представляется на конкурс); - название разработки; - для какой возрастной группы (класса, параллели, звена) предназначена; - на сколько учебных часов рассчитана; - фамилия, имя, отчество автора, занимаемая должность; - домашний адрес, телефон, электронный почтовый ящик автора; - наименование населенного пункта; - год. Рекомендованные шрифты: Times New Roman, Аrial. Заголовки могут быть выделены более крупным шрифтом, курсивом, полужирным начертанием, подчеркиванием. Основной текст выполняется 12-14 кеглем, заголовки – более крупным шрифтом. Строгих предписаний в оформлении нет, кроме требования не загромождать текст декоративными элементами. Разработка представляется на экспертизу в печатном виде, в отдельной папке. Заключение В ходе данной работы мы уяснили, что из себя представляют элективные и факультативные курсы. Целью факультативных занятий является “углубление знаний, развитие интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессиональное самоопределение”. Цели элективных курсов аналогичны и лишь конкретизируются в зависимости от направленности каждого курса. Объединяет отсутствие государственных стандартов и государственного итогового контроля по результатам их изучения. Кроме того, большинство авторов элективных курсов не рекомендует использовать традиционную пятибалльную систему оценки на занятиях. Знания и умения учащихся на занятиях факультативов также не принято оценивать традиционной отметкой. Содержательно они могут далеко выходить за рамки школьных учебных предметов и не должны их дублировать. Факультативные курсы – это необязательные учебные занятия для всех учащихся, а элективные курсы – обязательный образовательный компонент для всех учеников общеобразовательных школ, их выбирает каждый ученик. Факультативные курсы представлены программами, рассчитанными на весь учебный год (минимум – 34 ч). Элективный курс может быть в широком диапазоне продолжительности (от 6–8 до 72 ч), рассчитанные на один-два месяца, одну четверть или одно полугодие. Таким образом, элективные курсы в отличие от факультативов могут быть краткосрочными. Факультативные курсы, как правило, вынесены за основную сетку занятий и проводятся 7–8-ми уроками или даже в свободный от занятий день, например в субботу при пятидневной учебной неделе. Элективные же курсы в рамках компонента базисных планов входят в сетку часов и проводятся наравне с другими уроками. Учащимся одного класса или одной параллели классов может быть предложен единственный факультатив по одному предмету. Но, поскольку элективные курсы выбирают все ученики и продолжительность курсов разная, их число должно быть значительно больше. В нормативных документах и научно-методической литературе указывается необходимость предложения избыточного количества разных элективных курсов (минимум 2–3 курса в профильном обучении). Список использованной литературы 1. Афанасьева Т. П., Ерошин В. И. Модели организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных достижениях
| |
Просмотров: 2923 | Загрузок: 31 | Комментарии: 17 | |
Всего комментариев: 11 | 1 2 » | ||||||||||
| |||||||||||
1-10 11-11 | |||||||||||